• 19
  • апрель
  • пятница
  •  

Не ест, а только дышит

Не ест, а только дышит

Индийский автогигант «Тата» подписал соглашение с французским разработчиком пневмомобилей. Возможно, скоро машины, которые вместо бензина используют сжатый воздух, пойдут в серийное производство. Забыть о ценах на бензин предлагают за $11 000.

Французская компания Moteur Development International (MDI), занимающаяся разработкой автомобилей на сжатом воздухе уже более десяти лет, подписала договор о сотрудничестве с крупнейшим индийским автопроизводителем – компанией «Тата». Индийский гигант (доходы в 2005–2006 г. – $5,5 млрд) собирается использовать технологии MDI в своих машинах и рассматривает возможность серийного выпуска пневмомобилей MiniC.A.T.

Сжатый воздух – идеальное топливо. Он не загрязняет окружающую среду, то есть устраивает даже самых «зеленых» покупателей, и экономит деньги – затраты на 100 км пути составляют около 25 рублей. В топливном эквиваленте его расход немногим более литра бензина на 100 км. Полный бак – это 90 кубометров воздуха, сжатых до 300 атмосфер, которые, по словам создателей MiniC.A.T, позволяют проехать 200–300 км. При этом, когда топливо кончится, заправка на специальной станции займет всего 2–3 минуты.

Можно обойтись и без заправок вообще: если MiniC.A.T подключить к розетке, его двигатель начинает работать как компрессор, который также способен полностью заправить бак. Правда, такая дозаправка займет 3–4 часа. Производитель предлагает рассчитывать так, чтобы подключать машину на такую дозаправку на ночь.

Особенность конструкции двигателя позволяет обходиться не только без бензина, но и почти отказаться от масла. Так как в моторе ничего не горит, автомобилю хватает литра масла на 50 000 км.

Чтобы увеличить пробег между дозаправками, машину пришлось максимально облегчить. При длине 2,65 метра и ширине 1,62 метра она весит всего 750 кг. Кузов из стекловолокна крепится к шасси из склеенных между собой трубок. Максимальная скорость этой конструкции – 110 км/ч.

Пришлось сократить и количество проводов в автомобиле. Вся электронная начинка использует всего один кабель, а большинство команд осуществляются при помощи беспроводной связи. Даже фары тут беспроводные. Сама электронная система MiniC.A.T предполагает большое количество опций, таких как распознавание голосовых команд, GPS-навигация, совместимость с телефоном и даже возможность выхода в интернет. Ключ в MiniC.A.T заменила карточка, причем, чтобы завести машину, ее даже не надо вынимать из кармана.

Но все же главное в MiniC.A.T – двигатель.

Подробности конструкции держатся в секрете. Однако известно, что это поршневой мотор объемом 800 куб. см., в механизме которого связь поршня с коленвалом обеспечена таким образом, чтобы поршень останавливался в мертвой точке, давая большему количеству воздуха заполнить цилиндр. После такой остановки поршень с ускорением срывается вниз. При этом сам выходной вал вращается равномерно. Французский изобретатель Ги Негрэ, основатель компании Moteur Development International (MDI), около десяти лет работал над усовершенствованием этой конструкции. Приходилось решать проблемы с низкой мощностью, чрезмерной сложностью мотора и вибрациями при работе. В итоге сегодня технология MiniC.A.T защищена более чем 30 патентами, а двигатель, который предлагается ставить на серийные авто, – это уже девятое поколение моторов, созданных MDI.

За время работы над пневмомобилем Негрэ несколько раз привозил опытные образцы на различные автомобильные салоны. На данный момент готовы четыре версии MiniC.A.T: городская малолитражка, такси, микровэн и пикап.

Негрэ уверен: осталось только открыть завод – технология полностью готова. Для производства 3000 машин в год достаточно 70 человек, которые будут работать в одну 8-часовую смену. Если потребуется, объем производства можно увеличить до 9000 при условии, что завод будет работать в три смены. Цена машины должна составить $11 000.

Создатели MiniC.A.T позиционируют ее как идеальную машину для города – легкую, маленькую и экономичную. В городском режиме пневмомобиль может работать на одной заправке около десяти часов. Не сказывается на расходе топлива даже работающий кондиционер, потому что он использует отработанный мотором воздух. Температура воздуха, вылетающего из выхлопной трубы MiniC.A.T, – 0–15 градусов Цельсия, так что он вполне годится для охлаждения салона.

Кстати, есть возможность установки на MiniC.A.T и второго двигателя, работающего на обычном бензине. В таком варианте, пока машина будет ехать на двигателе внутреннего сгорания, часть его энергии будет тратиться на закачку воздуха в баллон.

Впрочем, как считают в научно-исследовательском отделе водородных энергоустановок НАМИ, создатели MiniC.A.T сильно преувеличивают возможности своего автомобиля.

«90 кубометров воздуха под давлением 300 атмосфер хватит не на 200–300, а на 20–30 километров», – уверен заместитель заведующего отделом кандидат технических наук Николай Хрипач. По его словам, машины на пневмодвигателях уже делали, но только в качестве альтернативы электромобилям для гольфа: маленькая скорость, маленький пробег на одной заправке. Что касается максимальной скорости, которую разработчики обещают на уровне 110 км/ч, то Хрипач, считает, что и тут они излишне оптимистичны. Не поможет улучшить показатели даже использование в паре с пневмноустановкой двигателя внутреннего сгорания, так как, по словам ученого, это будет очень сложная и дорогая в производстве конструкция. «Такая машина стоила бы больше даже гибридных автомобилей, которые уже продаются», – говорит Хрипач.
Источник gazeta.ru

22.03.2007
|
comments powered by Disqus