• суббота

Самая далекая гамма-вспышка помнит молодую Вселенную

В сентябре 2005 года астрономы зафиксировали самую удаленную от Земли гамма-вспышку. Результаты исследований, проведенных астрофизиками в нескольких странах мира, позволили уточнить ее возраст. Гамма-вспышка GRB 050904 оказалась самой близкой по времени к Большому Взрыву из всех известных на сегодня астрономических событий.

9 марта журнал Nature опубликовал три статьи независимых групп исследователей из США, Италии и Японии, обобщающих собранные данные по вспышке, зарегистрированной космическим телескопом Swift в сентябре 2005 года. Согласно результатам исследований, событие произошло около 12,8 млрд. лет назад, т.е. спустя «всего» 900 млн. лет после Большого Взрыва. В настоящее время считается, что Большой Взрыв произошел 13,7 млрд. лет назад, а спустя 200 млн. лет зажглись первые звезды.

Всплески гамма-излучения происходят приблизительно каждые сутки и длятся от нескольких миллисекунд до сотен секунд. Пока ученые не могут прийти к единому мнению относительно их природы. Согласно существующим теориям, источником гамма-вспышки может стать и образование черной дыры при разрушении массивной звезды, и слияние двух нейтронных звезд.

Так или иначе, гамма-вспышки относятся к числу самых мощных явлений во Вселенной. Вспышку GRB 050904 зарегистрировал космический телескоп Swift (NASA). Астрономы из Национального института астрофизики в Палермо (Италия) сообщили координаты вспышки. Это позволило ученым других стран продолжить измерения на оптических и инфракрасных телескопах. Исследователи во главе с Нобайюки Каваю (Nobuyuki Kawai) из японского Института технологии в Токио приводят в своей статье данные измерений послесвечения GRB 050904 в оптическом диапазоне, а астрономы во главе с Дэниелом Рейчартом (Daniel Reichart) из университета Северной Каролины в США измерили послесвечение на больших длинах волн инфракрасного ИК-диапазона.

В астрономии все взаимосвязано: играют роль расстоянии, время и длина волны, на которой производятся наблюдения. Расстояние до объекта излучения и время события определяются с помощью так называемого красного смещения — Z. Чем дальше от нас и, следовательно, старше событие, тем больше его красное смещение.

Красное смещение вспышки GRB 050904 находится приблизительно на уровне значения Z = 6,3. Полученная оценка позволяет считать гамма-вспышку наиболее отдаленной и, следовательно, самой «старой» среди когда-либо наблюдаемых. Исследователи полагают, что в будущем могут быть обнаружены другие далекие вспышки гамма-излучения, которые помогут астрономам изучить процесс рождения звезд на ранней стадии формирования Вселенной, пишет cnews.ru