МОСКВА, 10 июл - РИА Новости, Мария Ганиянц. Один из наиболее заметных проектов III Московской международной биеннале молодого искусства - "Цена", где художники из Москвы и Питера размышляют о том, определяет ли цена ценность искусства, открывается в четверг.
Проект, в котором принимают участие Иван Плющ, Егор Кошелев, Антон Чумак, Мария Агуреева и другие авторы, является знаковым для российского современного искусства: вопрос коммерциализации актуальных художников, особенно молодых, стоит в нашей стране острее, чем в остальном мире.
Вероятно, III Московская международная биеннале молодого искусства сможет познакомить какую-то часть общества с молодыми художниками, но дать им шанс стать успешными еще и в коммерческом смысле арт-форум не сможет. Вообще, по мнению экспертов, в России молодому автору не на кого рассчитывать? кроме самого себя.
Рынок молодого искусства
Согласно подсчетам аналитиков, на современное искусство приходится порядка 12-30 % от всего объема мирового арт-рынка, при этом доля молодых художников до 30 лет составляет всего 1-2%. Однако, с точки зрения инвесторов, именно эти 1-2 % и являются наиболее перспективными для финансовых вложений. Работы начинающих продаются буквально за копейки, и их стоимость может вырасти в сотни, а то и в тысячи раз буквально за несколько лет.
Например, по данным аналитического портала , самым дорогим молодым художником по итогам 2011 года стал
(Jacob Kassay, родился в 1984 году), еще несколько лет назад его работы стоили всего несколько тысяч долларов, теперь он регулярно продается на ведущих аукционах с результатом более 200 тысяч долларов. Именно на молодых авторов делали ставку хедж-фонды, скупавшие до кризиса работы перспективных художников. Много делают для раскрутки молодых и банки, которые обзаводятся арт-коллекциями. Так, например, банк UBS, спонсирующий самую престижную арт-ярмарку , собрал более чем представительную коллекцию современного искусства - около 25 тысяч предметов искусства. Сейчас кураторы коллекции стремятся расширять ее за счет молодых художников из развивающихся стран. Естественно, подобные банки оказывают поддержку художникам, так как в отличие от музейных институций привыкли платить за свои приобретения.
Однако мало оказаться в коллекции банка или какого-нибудь фонда - для того чтобы художник начал продаваться, нужен комплексный подход - наличие хорошего художественного образования, знание основ менеджмента, понимание актуальных ориентиров в искусстве. Кроме того, начинающий художник должен обладать навыками self-promotion, а также активно участвовать в различных арт-форумах и ярмарках, которые устраивают для молодых авторов отдельные секции. Автор, имеющий награды, участвовавший в ряде знаковых выставок, нарабатывает себе CV, и тогда у него появляется шанс, что его раскруткой займется серьезная галерея.
По словам основателя Юлии Тарасюк, на Западе это сделать намного проще, так как художник органичным образом встроен в мировую систему искусства. Студенты постоянно получают информацию о различных грантах и, хотя они тратят уйму времени на подачу заявок и оформление, что-то, в конце концов, получается. Этот навык очень помогает художнику после окончания учебного заведения, так как он уже неплохо ориентируется в арт-рынке и понимает, куда ему двигаться и как себя позиционировать.
Young Russian Artists
Система, которая бы помогала продвинуться молодым художникам в нашей стране, отсутствует, как отсутствует и серьезный рынок современного искусства. А без финансовых вливаний извне художник существовать практически не может: современные материалы и новые технологии, которые используются в актуальном искусстве, дороги. Покупать произведения искусства, сделанные из недолговечных и дешевых материалов, отечественные коллекционеры не хотят. В XXI веке спрос на современное "бедное искусство" невелик.
Большинство молодых художников, которые получили неплохое образование, не понимают, что такое CV и artist statement, письменное пояснение к работе, не умеют и не хотят заниматься самопродвижением.
Однако, кроме самого художника никто ему помочь в нашей стране не может, так как с молодыми в России работать нерентабельно: нет слоя людей, заинтересованных в покупке художественных произведений, а большинство галерей не хотят рисковать.
Сделанное в апреле заявление крупнейших столичных галеристов - ("Галерея Марата Гельмана") и ("Айдан-галерея") - о закрытии своих галерей из-за их нерентабельности и последующая распродажа искусства по сниженным ценам, а также уход с рынка Елены Селиной, которая свою XL галерею не закрыла совсем, но раскруткой художников заниматься перестала, негативно сказалось на коммерческой составляющей современного отечественного искусства.
В условиях непонятного ценообразования, галерист, если и берется за молодого художника, то, как правило, устанавливает завышенные цены, что отпугивает покупателя, так как работы не имеют реальной поддержки на рынке, и вынуждает его делать ставку на иностранных художников.
Кроме того, наличие всего двух премий - "Инновации" и "Кандинского", где молодых также не очень жалуют, и отсутствие их работ в музеях не позволяют коллекционерам получить необходимые ориентиры, которые бы позволили сделать выбор в пользу определенного автора.
Единственная столичная галерея, которая целиком и полностью занимается молодежью - это , выставляющая всего два десятка молодых авторов.
"Молодое искусство в ценовом диапазоне 400 евро - 5 тысяч евро растет во всем мире быстрее всего, но у нас это не так, потому что зрителям не объясняется, что ценно и почему. Мы пытаемся изменить ситуацию, и разъясняем коллекционерам, почему та или иная вещь столько стоит. У современного молодого искусства отличные коммерческие инвестиционные перспективы, но нельзя забывать, что это наиболее рискованные активы", - пояснил совладелец "Галереи 21" Стас Уйба.
По мнению Уйбы, в нашей стране есть потенциал для создания нового слоя коллекционеров, и в основном это менеджеры выше среднего звена крупных российских корпорацией.
"Потенциал у российского рынка искусства огромный, просто с ним надо работать более детально и обстоятельно, объяснять с самых азов, создавать рынок", - уверен Уйба.
Подобные попытки уже делаются - например, осенью Фонд Кончаловского устроит в Москве Международную ярмарку молодых художников, которая пройдет на столичном дизайн-заводе "Флакон" с 20 по 30 сентября. Всего для участия в ярмарке будет отобрано около 150 молодых художников со всего мира, отбор будут проводить влиятельные люди искусства, такие как швейцарский куратор Ханс Ульрих Обрист или британец Дэвид Эллиотт, организовавший . Это, по мнению руководителя проекта Дениса Белькевича, даст художникам возможность заявить о себе самостоятельно, поскольку ярмарка выводит их к потенциальным покупателей, минуя галереи.
Когда стоит купить дубликат прав?
Никто не застрахован от потери документов. Особенно чувствительно это для автовладельцев. Потеря ...
Дипломная на заказ: преимущества и выбор исполнителя
Статистика показывает, что среди студентов различных вузов большой популярностью пользуются готовые дипломные работы и написание последних под заказ. Объясняется это несколькими ...
Смартфоны Doogee: плюсы моделей
Интернет казино Vavada: краткий обзор

Играть в клубе Vavadaможно с помощью гаджетов и компьютеров. Любителей азартных ...
Как подобрать аккумулятор для автомобиля?
Аккумулятор для любого автомобиля — сердце, которое питает все остальные механизмы и ...
The International 2024: главное киберспортивное событие года
Возрождение домашней медицины: Вызов терапевта на дом как новый стандарт медицинской помощи
Заказать машину из Японии недорого и без проблем для бизнеса и жизни
Вызов терапевта на дом: возрождение традиций домашней медицины
Регистрация кассового аппарата: Путь к успешному онлайн-шопингу
Психиатрическая клиника: обретение опоры
Обработка заявок и статистика на рынке новостроек Симферополя
Преимущества вызова нарколога на дом
Консультации с адвокатом: ключ к эффективным юридическим решениям