• 20
  • август
  • среда
  •  

Лучшее за неделю

МОСКВА, 25 мая - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Премьера спектакля "Пыльный день", ставшего режиссерским дебютом драматурга и колумниста "Русского репортера" Саши Денисовой, прошла в московском Центре драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина в четверг.

Театральный гид: Роден в танце и поиски вечной юности >>

По словам Денисовой, "Пыльный день" - о тех, кому за тридцать, о поколении, взрослевшем, когда разваливался "совок", когда в моде были "варенки", а на пиво зарабатывали, продавая газету "Шесть соток" по электричкам.

Постановку режиссер делала с проверенной командой - с актерами Ариной Маракулиной, Алексеем Юдниковым, Ильясом Тамеевым и Михаилом Ефимовым она работала над проектом "Зажги мой огонь", который недавно получил "Золотую маску" в номинации "эксперимент". В новом спектакле к ним присоединились Алексей Маслодудов и Татьяна Паршина.

Была в распределении ролей и интрига: до последнего момента в тайне держали имя актрисы, играющей двадцатилетнюю героиню. Роль в итоге сыграл... Михаил Ефимов. По легенде, озвученной режиссером перед началом спектакля, мера эта вынужденная, так как актриса, назначенная на роль, ушла из проекта незадолго до премьеры. В легенду, правда, верится с трудом - больно органично и уверенно играет актер, да и такой ход - явно режиссерское решение, а не случайность.

Основой для постановки стал собственный текст Денисовой. По сюжету, компания старых друзей-однокурсников решает выехать на природу. Все они - вполне состоявшиеся люди: модный телеведущий Влад, писательница Ольга, широко известная в узких кругах, ее бывший возлюбленный Колпаков, неопределенных занятий, но тоже интеллектуал - преподает, что-то пишет и очаровывает студенток. С ними на пикник отправляются герои помоложе - Гусева, ее ухажер Коля и двадцатилетняя Катя - новая подруга Колпакова. Начавшись с лихорадочного поиска того места, где герои когда-то так счастливо сидели 12 лет назад, двухчасовой спектакль проходит в разговорах, спорах, выяснении отношений и ностальгии по прошлому - словом, в попытках самоидентификации.

В 80-90-е все быстро менялось, и сейчас иногда приходит осознание: тот, кто моложе тебя лет на семь, - другой, мыслит совсем по-другому. О путче 1991-го и расстреле Белого дома он прочитал в учебнике истории, а ты помнишь это наяву, хоть и преломленное в странном детском сознании.

Художница Лариса Ломакина выстроила на поворотном круге железную конструкцию из вертикальных железных балок, напоминающих остовы высохших, мертвых деревьев. В этой нарочито условной декорации и существуют актеры, расцвечивая палитру спектакля яркими пятнами - это не просто пикник, это тематическая вечеринка, по условиям которой все погружаются в двадцатые годы. Длинные платья, шляпки, цилиндры, брюки на подтяжках, бархатные пиджаки. На экране в глубине сцены - кадры немого кино - характерные прически, движения, танцы.

Музыкально спектакль оформлен в этом же ретро-стиле, действие перемежается стилизованными танцами - актеры исполняют фокстрот, но делают это как-то нелепо, по-особенному, по-театральному. Эта "игра в двадцатые" подчеркнуто иронична - герои старательно исполняют свои роли изломанно-галантных "детей" декадентской эпохи, но с языка то и дело срывается какое-нибудь нецензурное словечко или циничная современная интонация.

Разбираясь в своем поколением, Саша Денисова находит родство с двадцатыми - в желании манифестировать жизнь, в беспокойной страсти к опасным экспериментам, в презрении к рассудительности и бюргерству. Но в то же время умудряется с беспощадной иронией обнаружить в себе и своих ровесниках излишнюю склонность к мессианству, инфантильное желание козырять "старостью" и умудренностью опытом.

Ольга по прозвищу "Папирус" в исполнении Арины Маракулиной в припадке проповедничества бросает неразобранные продукты и, будто забравшись на воображаемую кафедру, патетически размахивая половником, с победоносной горечью читает лекцию-нотацию томно раскинувшейся двадцатилетней Кате. Разбрасываясь литературно-изысканными сентенциями, она добивается лишь сочувственной усмешки друзей и равнодушной мины юной соперницы.

В спектакле есть и мелодраматическая линия - правда, достаточно условная. Ольга уводит Колпакова в лес - собирать сухие ветки. Обиженная Катя, "накрученная" эксцентричным ведущим "желтого" ток-шоу, циничным и одновременно каким-то беззащитным в этом цинизме, убегает на станцию, а ревнующий скромный Коля с горя напивается и палит из ружья. В "Пыльном дне" любая драма, чуть позволив себе сентиментальность, мгновенно оборачивается фарсом, который здесь не пустая насмешка, а скорее верность своему "выстраданному" в 90-е отношению к жизни.

Спектакль сделал ставку на актерское мастерство: можно долго описывать Алексея Юдникова, сыгравшего своего гламурного телеведущего-гомосексуалиста почти буффонадно, на грани фола, или Михаила Ефимова, чья нелепая Катя, будто увиденная глазами главной героини, придумана и сыграна тонко, разнообразно. Ее соблазняющий танец, то, как неумело томно льнет она к железным веткам деревьев на глазах у изумленного Колпакова, - это не только смешно, это как-то правдиво. И слова ее, обличающие бывших кумиров, в компанию которых она так мечтала попасть, звучат не глупо, точно, язвительно - потому и ранят, и доводят до слез насмешливую Ольгу.

Иногда движение драматургии тонет в излишней многословности, пьеса порой напоминает череду точных зарисовок, не всегда идеально стыкующихся друг с другом. Эпизод, где герой Юдникова разыгрывает целый спектакль перед замершей от восхищения Катей, все же кажется слишком затянувшейся интермедией. И финал с трагическим сообщением по радио, монотонно передающим весть об автокатастрофе на фоне снимков радостных героев на экране, кажется искусственным, каким-то добавленным.

А настоящим финалом, расставляющим все на свои места, трогающим своей оправданной простотой, становится сцена, где старые друзья сидят на берегу, слушают Little 15 Depeche Mode, воткнув по одному наушнику в уши, и засовывают записку в опустевшую бутылку из-под шампанского. Бутылка катится под ноги зрителям - и в этот момент очень верится, что можно не стать "пыльным".

Сцена из спектакля "Пыльный день"

Сцена из спектакля "Пыльный день"

Сцена из спектакля "Пыльный день"

25.05.2012
|
comments powered by Disqus

Происшествия

Скандалы

Секс

Алла Пугачева

Филипп Киркоров

Анастасия Волочкова

Тату

Все разделы


Последние новости

The International 2024: главное киберспортивное событие года


Возрождение домашней медицины: Вызов терапевта на дом как новый стандарт медицинской помощи


Заказать машину из Японии недорого и без проблем для бизнеса и жизни


Вызов терапевта на дом: возрождение традиций домашней медицины


Регистрация кассового аппарата: Путь к успешному онлайн-шопингу


Психиатрическая клиника: обретение опоры


Обработка заявок и статистика на рынке новостроек Симферополя


Преимущества вызова нарколога на дом


Консультации с адвокатом: ключ к эффективным юридическим решениям


Перевозки между Турцией и Новороссийском